Старооскольский геологоразведочный техникум Воскресенье, 28.04.2024, 20:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [78]

Главная » Статьи » Мои статьи

Материалы за декабрь 2009 (часть 1)
ВНИМАНИЕ!
2 декабря 2009 г., в среду,
В рамках непрерывного повышения квалификации преподавателей
В техникуме проводится ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ПЕДМАСТЕРСТВА по теме «Современный творческий урок: пути интеграции».

В связи с этим будет изменен режим работы:
· на 1-й паре будут проведены методические мероприятия (по графику);
· а со 2-й пары начнутся все занятия по расписанию.
ГРАФИК работы на 02.12.09

Время
Мероприятие
Аудитория
Ответственный представитель администрации

8.30 -9.15
1. Семенова Н.Г., высшая геодезия, «Измерение горизонтальных направлений способом круговых приемов», группа ПГ-3-А.
№313 (Г)
Доценко Л.И.
Есипова И.Ю.


8.30 -9.15
2. Попов В.И., бурение скважин, «Временное тампонирование. Устройство и принцип действия механического и гидравлического пакера», группа ТР-4-А.
№134 (Д)
Хаустова Е.И.

8.30 -9.15
3. Стрельников В.А., бурение скважин, «Сущность, разновидность и преимущества ударно-вращательного бурения скважин», группа ТР-3-А.
№130 (Д)
Черникова Н.С.

9.15 -10.00
Методический семинар «Интеграция как фактор повышения качества образования»; обсуждение открытых уроков; заполнение и сдача отчетов об участии в методических мероприятиях (бланк анализа посещенного урока).
В тех же аудиториях, где проводились открытые уроки
Есипова И.Ю. Хаустова Е.И. Черникова Н.С.

10.15
Начало всех занятий по расписанию
По расписанию

Черникова Н.С. 


2 декабря 2009 г. в рамках непрерывного повышения квалификации педагогических работников ГРТ прошел единый день педагогического мастерства по теме «Современный творческий урок: пути интеграции». Преподаватели спецдисциплин Семенова Н.Г., Попов В.И. и Стрельников В.А. провели открытые уроки, после которых начался методический семинар «Интеграция как фактор повышения качества образования». Руководили работой семинаров опытные педагоги, представители администрации Черникова Н.С., завуч; Есипова И.Ю., зав.отделением; Хаустова Е.И., методист. Они отметили важную роль интеграции в учебно-воспитательном процессе, проанализировали опыт педагогов ГРТ в данном направлении, дали рекомендации по повышению эффективности индивидуальной работы и сотрудничества преподавателей всех дисциплин (с теоретическим материалом по проблеме интеграции можно подробно познакомиться в методическом кабинете техникума). Обсуждение открытых уроков прошло на методическом семинаре в форме круглого стола, где выступил каждый педагог. В деловой и доброжелательной атмосфере выступающие отметили положительные стороны посещенных мероприятий, указали на резерв повышения эффективности данного занятия и преподавания дисциплины в целом, а также дали ценные рекомендации коллегам, проводившим урок.
 
На открытом уроке преподавателя геодезических дисциплин Семеновой Натальи Григорьевны по дисциплине «Высшая геодезия» на тему «Измерение горизонтальных направлений способом круговых приемов» в группе ПГ-3-А присутствовали: Менжунова Р.П., председатель ПЦК геодезических дисциплин; Золотарева В.А., председатель ПЦК гуманитарных и обществоваедческих дисциплин; преподаватели Гамазина Н.С., Лиманская Т.И., Ефременко К.А., Некрасова Г.П., Шустова Т.А., Крынина Т.И., Матюхина О.А., Шкуридина Л.И., Митькина Н.В.; Черникова Н.С., завуч – руководитель семинара. При обсуждении данного занятия высказано единодушное мнение о высоком методическом мастерстве Натальи Григорьевны, которая грамотно разработала и провела урок. Занятие обеспечено всеми необходимыми наглядными пособиями и приборами: таблицы, плакаты, схемы, индивидуальный раздаточный материал, в том числе задания для самостоятельной работы студентов, инструменты 2Т2. Эффективно используется классная доска. Преподаватель продемонстрировал различные формы опроса студентов (с места, у доски, у прибора, по индивидуальным карточкам устные и письменные); непрерывный и широкий охват обучающихся при опросе и грамотные точные ответы студентов, что свидетельствует о качественном усвоении учебного материала. Выступившие преподаватели отметили огромный воспитательный потенциал урока, умение преподавателя формировать у студентов ответственность, аккуратность и добросовестность. Особо отмечены идеи интегрированного обучения, способствующие успешной реализации поставленных преподавателем целей. Интеграция носит как внутрипредметный характер (систематизация и закрепление полученных знаний; формирование у студентов практических умений при выполнении вычислений в полевом журнале, др.), а также междисциплинарный: при изучении нового материала четко прослеживались межпредметные связи с дисциплинами «Геодезия», «Картографическое черчение», «Математика». Это помогло рассмотреть изучаемый вопрос в комплексе, с ориентацией на практическое применение. В результате студенты умеют сравнивать, анализировать, делать выводы. Эффективно работают самостоятельно, грамотно применяют знания не только по изучаемому предмету, но и по ранее изученным дисциплинам, свободно ориентируются в изученном материале. Проведенный Натальей Григорьевной урок показал, что элементы интегрированной системы в обучении геодезическим дисциплинам способствуют развитию эрудиции, самостоятельности у студентов. Опыт Натальи Григорьевны Семеновой рекомендован к обобщению и распространению.
 
На открытом уроке преподавателя горно-буровых дисциплин Стрельникова Виктора Александровича по дисциплине «Бурение скважин» на тему «Сущность, разновидности и преимущества ударно-вращательного бурения скважин» в группе ТР-3-А присутствовали: Бабичева Р.И., замдиректора по УР; Михайлов А.П., зав.отделением; Панкратова И.Г., председатель ПЦК горно-буровых дисциплин; Солодков Ю.И., председатель ПЦК геофизических дисциплин; Солодкова С.И., председатель ПЦК гидрогеологических дисциплин; преподаватели Дрегель Л.Г., Котарев В.В., Бычков В.А., Волобуева Н.В., Коровяковская Н.В., Федорова Г.Н., Арустамян С.Г.; Есипова И.Ю., зав. отделением - руководитель семинара. Во время обсуждения урока были отмечены многие положительные стороны урока: · грамотный отбор наглядных пособий для урока (плакаты, скважинный прибор, детали бурового оборудования для осуществления ударно-вращательного бурения скважин) и их эффективное использование в ходе занятия; · стремление Виктора Александровича активизировать аудиторию и в результате этого доступно и наглядно донести содержание нового материала до студентов; · умение осуществлять как внутрипредметную интеграцию учебного материала (при объяснении нового материала уместно было сравнение производительности вращательного колонкового и ударно-вращательного бурения), так и межпредметную - с математикой, физикой, химией, геоэкологическими, техническими и горно-буровыми дисциплинами (отбор керна и составление геологического разреза, искривление скважин – инклинометрия, вскрытие водоносных горизонтов и их засорение, др.). В результате такого подхода студенты успешно осваивают учебный материал. В ходе анализа урока были также высказаны ценные рекомендации по усовершенствованию работы: · использовать мультимедийную презентацию для изложения нового материала; · при изложении учебного материала и осуществлении межпредметных связей избегать неточностей в формулировках и терминах; · больше внимания уделять самостоятельной работе студентов, активнее использовать раздаточный материал; · усовершенствовать индивидуальный опрос студентов.
 
На открытом уроке преподавателя горно-буровых дисциплин Попова Василия Ивановича по дисциплине «Бурение скважин» на тему «Временное тампонирование. Устройство и принцип действия механического и гидравлического пакера» в группе ТР-4-А присутствовали: Юшкова Т.А., председатель ПЦК технических дисциплин; Бедзей О.Я., председатель ПЦК геоэкологических дисциплин; Нестерова Л.В., председатель ПЦК экономико-правовых дисциплин; Бухтиярова Т.И., председатель ПЦК физкультуры, ОБЖ; преподаватели Кравец Т.В., Ваничкина Т.В., Дятлова Н.В., Булатова Д.В., Житинская О.М., Субботина Е.В., Никколова Н.П., Николенко В.И., Шарова А.М., Бартель Т.Н., Гаврюшкина Н.С., Шевлякова Т.П., Некрасова А.С., Махонина М.В.; Хаустова Е.И., методист - руководитель семинара. Коллеги дали высокую оценку умению Попова В.И. интересно, доходчиво и эмоционально донести до студентов содержание изучаемого материала; разрабатывать и применять наглядные пособия; осуществлять внутри- и межпредметную интеграцию (например, с геологическими науками), а также профессиональную интеграцию – на уроке проанализированы примеры из личного производственного опыта преподавателя, в котором сконцентрированы умения и навыки из различных областей знаний. Выступавшие отметили практико-ориентированный подход Василия Ивановича к преподаванию дисциплины, что очень актуально с учетом предстоящей защиты дипломов и профессиональной деятельности четверокурсников. Высочайшую оценку присутствовавших всех без исключения на данном уроке преподавателей получили такие качества Попова В.И., как доброжелательность, педагогический такт, добросовестность, влюбленность в профессию буровика, которая передается студентам. Высказаны рекомендации по более эффективному использованию классной доски, указки; усилению обратной связи со студентами (контроль усвоения изучаемого материала, формы опроса, выставление оценок); осуществлению мотивации студентов на изучение данной темы в самом начале урока (сообщение целей и задач урока); конкретизации домашнего задания; более активному интегрированию с другими дисциплинами (например – с русским языком при осмыслении терминологии); максимальному использованию воспитательного потенциала урока (информация об авторе учебника Володине Ю.И., бывшем преподавателе ГРТ). Высказана озабоченность слабой материальной базой. По мнению всех педагогов, оснащение кабинета компьютерной техникой, образцами элементов горно-бурового оборудования, а также красочными современными плакатами и электронными учебниками позволило бы поднять преподавание дисциплины на более высокий качественный уровень, стимулировало бы творческую работу преподавателя и студентов. Все присутствовавшие коллеги поблагодарили Василия Ивановича за возможность поделиться опытом, пожелали дальнейших творческих успехов. Во время круглого стола были зачитаны стихи, посвященные Василию Ивановичу, которые Дятлова Н.В. и Никколова Н.П. сочинили под впечатлением о посещенном уроке.
У ч и м с я у к о л л е г
9 декабря 2009 г. в Губкинском горном колледже состоялся областной методический семинар на тему «Основные подходы к формированию содержания национально-регионального компонента основных профессиональных образовательных программ».
В работе семинара приняли участие представители многих средних специальных учебный заведений СПО Белгородской области, в том числе методист нашего техникума Хаустова Е.И., а также преподаватель специальных дисциплин Петрозаводского строительного техникума Королев Анатолий Андреевич, выпускник нашего техникума 1962 года по специальности «Разработка подземных и рассыпных месторождений», до выхода на пенсию - главный инженер Костомукшского ГОКа.
В приветственном слове директор Губкинского горного колледжа Валерий Владимирович Бурков проинформировал слушателей о приоритетных направлениях развития колледжа:
· упор на профильные специальности и сближение с производством;
· введение 5-го дополнительного года обучения повышенного уровня;
· введение новой формы обучения - экстерната;
· укрепление материальной базы;
· обновление компьютерной техники, её активное внедрение во все виды деятельности.
На семинаре выступила Николаенко И.В., представитель Управления профессионального образования и науки департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области, которая сообщила о тенденциях развития профессионального образования в мире и РФ:
· в системе управления образованием - обеспечение роста самостоятельности и ответственности, включение в управление общественности, рост «открытости»;
· в системе финансирования - финансирование не ОУ, а образовательных программ + «по результатам» + передача ОУ СПО в ведение субъектов РФ + привлечение работодателей к участию в финансировании;
· в содержании образования - ориентация на требования работодателя, разработка компетентностно ориентированных ФГОС (competence based standards) как основы учебных планов, программ и технологий обучения.
Ирина Викторовна также проинформировала о происходящей реструктуризации системы среднего профессионального образования (СПО) на примере Московской области, где учебные заведения начального профессионального образования (НПО) объединяются с учебными заведениями СПО, в результате чего происходит постепенное упразднение НПО. Основной акцент сделан на важности установления прочных и долговременных партнерских связей с базовыми предприятиями – основными заказчиками специалистов в определенной профессиональной области, ориентации учебных заведений СПО на потребности предприятий-партнеров.
Основной докладчик семинара, Степанова А.М., кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора Старооскольского ОПК, отметила актуальность тематики семинара, обусловленную тем, что:
· выпускники ОУ СПО должны быть всесторонне подготовлены к особенностям регионального рынка труда;
· основным фактором обновления ПО выступают запросы развития экономики, социальной сферы, науки, техники, технологий регионального рынка труда и перспективные потребности их развития;
· широко внедряется эксперимент по созданию прикладного бакалавриата в ОУ СПО и ВПО;
· осуществляется переход на ФГОС ПО третьей модели. Отметив, что ныне действующие ГОС СПО 2-ой модели будут актуальны и после введения новых стандартов, т.к. по ним будет осуществляться обучение всех нынешних студентов до получения ими дипломов.
Среди трех компонентов - федерального, регионального и компонента образовательного учреждения - Анна Михайловна выделила именно региональный компонент. Целью регионального компонента является обеспечение содержания образования, адекватного культурно-исторической, социально-экономической и демографической специфике региона. Его основное назначение состоит в отражении особенностей развития регионального хозяйства и удовлетворении потребностей региона в специалистах со вполне определенными компетенциями, востребованными региональным рынком труда. Цель компонента образовательного учреждения - взаимодействие образовательного учреждения с реальными социальными партнерами, конкретными предприятиями (возможность формирования опережающего характера ПО); развитие преемственности с высшей школой. И компонент образовательного учреждения, и региональный компонент обязательно отражаются в следующих документах:
· Дополнительные требования ОУ к выпускнику по специальности. · Рабочие учебные планы специальностей.
· Рабочие (авторские) программы.
· Методическое обеспечение дисциплин, практик.
· Содержание промежуточной аттестации.
· Рабочая программа по профессиональной практике по специальности (все этапы).
· Программы итоговой государственной аттестации по специальности.
Говоря о проблеме соотношения нормы и нового (инновационного) при формировании основной образовательной программы образовательного учреждения, докладчик подчеркнул, что норма представлена федеральным компонентом, а новое (инновации) - региональным компонент и компонентом ОУ. Анна Михайловна также осветила важную проблему регулярного обновления учебно-методических материалов, которая остается актуальной для всех видов ОУ СПО. Типовое положение об ОУ СПО (18.07.2008 г.) и редакция нового Устава предполагает ежегодное обновление:
· образовательных программ (в части состава дисциплин);
· содержания рабочих программ учебных дисциплин;
· программ учебной и производственной практики;
· методических материалов с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
В докладе Юлии Николаевны Щербатых, заместителя директора Губкинского горного колледжа, прозвучала информация об особенностях реализации регионального компонента в данном учебном заведении. При формировании содержания компонента ОУ колледж учитывает потребности региона на современном этапе, тесно сотрудничает с базовым предприятием – Лебединским горно-обогатительным комбинатом. Мастер-класс по теме семинара дали преподаватели колледжа: · Кантор С.А., Бородкин В.М., преподаватели специальных дисциплин – «Геология и система разработки Лебединского месторождения»; · Крайнева И.А., преподаватель общепрофессиональных технических и специальных строительных дисциплин - «Повышение качества подготовки специалистов-строителей с учетом требований социальных партнеров и региона»; · Деркачева С.И., Коршикова Т.С., преподаватели иностранного языка (английский и немецкий) – «Отражение потребностей региона при изучении иностранного языка». При подведении итогов высказано пожелание более тесного сотрудничества региональных учебных заведений СПО
 
 
Категория: Мои статьи | Добавил: admin2 (01.12.2009)
Просмотров: 897 | Рейтинг: 5.0/1 |
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz