И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ РАБОТ
Преподаватели средних специальных учебных заведений выполняют различные виды научно-исследовательских и научно-методических работ:
· Фундаментальные, обобщающие концепции, подводящие итоги теоретических и практических достижений педагогики; предлагающие модели развития педагогических систем;
· Прикладные, углубляющие изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрывающие закономерности многосторонней педагогической практики;
· Разработки, обосновывающие конкретные научно-педагогические рекомендации на основе уже известных теоретических положений.
Наиболее распространенными, безусловно, являются прикладные работы и разработки. Они могут выполняться в следующих формах:
Монография – труд коллектива авторов или одного автора по новой сложной научной проблеме, в котором разрешается определенная научная задача. Четко обозначена актуальность, оригинальность и практическая значимость для решения социальных или народнохозяйственных проблем. Труд обязательно должен быть отрецензирован и оценен крупными научными учреждениями или школами.
Научная статья – небольшая по объему научная работа с теми же требованиями, которые предъявляются к монографии.
Научные тезисы – краткое резюме научного труда, открытия, доклада, выступления по определенной научной проблеме.
Учебник - крупная работа для реализации целей учебного процесса, выполненная на основе утвержденного учебного плана и учебной программы (возможно авторской программы). Учебник утверждается вышестоящим органом для использования определенной категорией обучающихся. Целью учебника является создание необходимых условий для овладения предметом, как при наличии теоретического и практического курсов, так и самостоятельно. Имеет, как правило, самый широкий круг использования.
Учебное пособие – работа для реализации целей учебного курса (части курса, основных вопрос курса) на основе ведомственной или отраслевой программы или учебного плана (возможно авторской программы), утвержденных вышестоящим органом для определенной категории учебных заведений. Может использоваться как дополнительное пособие к базовому учебнику. Рецензируется и рекомендуется ведущими учебными заведениями или кафедрами. Имеет определенную сферу использования.
Учебно-методическое пособие – работа для реализации целей учебного курса (части курса, основных вопросов курса) на основе утвержденных программ, в том числе авторских. Главная цель – оказание конкретной методической помощи людям, обучающимся по образовательным программам, предусматривающим значительный объем самостоятельной работы (системы заочного, очно-заочного, открытого, курсового образования) по базовому учебнику. Кроме того, учебно-методические пособия издаются в помощь изучающим сложные дисциплины, требующие применения и освоения значительного по объему учебного материала. Рецензируется видными учебными. Используется в определенной категории учебных заведений.
Методическое пособие – небольшая по объему методическая работа (охватывает проблемы методики изучения основных вопросов курса, части курса, отдельных тем курса или предметов). Выполняется в соответствии с утвержденной программой предмета, курса, как на уровне всей системы образования, так и для ведомственного образования. Основной целью работы является раскрытие методики:
- Преподавания;
- Овладения курсом, предметом (самостоятельно);
- Новой, оригинальной методики.
Используется для усовершенствования механизмов овладения содержанием учебного предмета либо его преподавания; либо при его изучении. Как правило, используется в небольшом количестве учебных заведений. Рецензируется учеными-методистами.
Методическая разработка – небольшая по объему методическая работа, охватывающая методику преподавания или изучения ряда тем или одной темы предмета или курса. Разрабатывается для внутреннего пользования в учебном заведении. Рецензируется опытными методистами, учеными-методистами, научно-методическими центрами и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Создание методических разработок является основным предметом научно-методической деятельности преподавателей ссузов.
Преподавателю, только начинающему свою педагогическую деятельность, целесообразно готовить методические разработки конкретных учебных занятий или по отдельным темам учебной дисциплины. Это позволит ему более глубоко изучить содержание курса, продумать различные варианты проведения учебных занятий по одной и той же теме в зависимости от конкретной дидактической цели, особенностей контингента студентов.
Преподаватели, работающие в системе среднего профессионального образования длительное время и имеющие значительный педагогический стаж, могут выполнять более сложные виды методических разработок, ставящие своей целью обобщение накопленного опыта по каким-то конкретным вопросам, аспектам организации образовательного процесса. Такие разработки требуют осмысления и анализа всего учебно-воспитательного процесса, адекватной его оценки. В ходе работы изучаются специальная литература, опыт работы коллег, анализируется собственный опыт, ставится педагогический эксперимент. Это могут быть разработки по использованию различных педагогических технологий, организации самостоятельной работы студентов, изучения раздела учебной дисциплины и т.д.
Содержание и структура методической разработки будут зависеть от того, чему она посвящена, и какую цель ставит перед собой преподаватель.
1. Пояснительная записка
Обосновываются причины, по которым автор предлагает организовывать процесс обучения (воспитания) тем или иным образом. Аргументируется выбранный подход к решению поставленной проблемы, показывается его преимущество и результативность. Характеризуются условия и обстоятельства создания разработки. Определяется область ее использования.
2. Основная часть
Основная часть может содержать в себе несколько разделов (частей, глав, параграфов). Содержание основной части разработки должно ответить на вопросы: Что предлагает автор? Зачем он предлагает делать именно так? Как нужно делать, чтобы получить гарантируемый автором результат?
3. Содержание
4. Литература
5. Приложения